Школа Audi Quattro показала, как не только вызывать занос на машине с передними
ведущими колесами, но и выходить из него хитрым способом, без
добавления газа – ведь при возникшем заносе нажимать на газ, прямо
скажем, страшновато.
Распространенное убеждение, что задний привод в повороте, как правило,
заносит, а у переднего наблюдается исключительно снос (передняя ось
скользит наружу), на одном из предыдущих уроков уже разоблачалось.
Причем вполне практически. Все бывает – и на заднем приводе скользить
начинает передняя ось, и передний привод заносит, да еще как.
Скольжением передней оси (точнее, ликвидацией его последствий
независимо от типа привода) я занимался на первом уроке. Напомню, что
«шестерка» Audi и старенькая заднеприводная Sierra вели себя при этом в
целом по одной схеме, и действия для ликвидации скольжения требовались
тоже одинаковые. На этот раз меня заставят вызвать занос задней оси и
бороться с его последствиями опять же «универсальными» методами.
На заднем приводе легко – повернул руль, дал по газам, вот тебе и
занос. С передним сложнее. Схема такая: разогнаться километров до 40
(это на мокрой дороге – по сухому асфальту пришлось бы ехать
существенно быстрее), а потом немножко, примерно на четверть, закрутить
руль в сторону поворота и резко сбросить газ. То есть умышленно
допустить все нужные для заноса ошибки. А дальше – ждать. Если все
ошибки, если так можно выразиться, сделано правильно, задняя ось начнет
скользить (ведь из-за сброса газа она оказалась разгружена), и
вожделенный занос начнется.
Но это в теории. Так уж получилось, что в этот раз упражнялись мы на
«тэтэшке» – Audi TT. Жесткая и короткая машина, совершенно не склонная
клевать носом, упорно не хотела разгружать заднюю ось, и никакого
заноса не получалось. Пришлось пересесть на тяжелую «шестерку», которой
всевозможные клевки удаются гораздо лучше.
Итак, поехали. Первая скорость, вторая, поворот руля, сброс газа – вот
вам и занос на переднем приводе. Дальше, понятное дело, надо крутить
руль в сторону заноса (как крутить, я уже рассказывал – см. материал
«Прогрессивное руление уходит в подсознание»), а потом в обратную. (На
переднем приводе поворачивать руль можно немного, на заднем – угол
поворота должен соответствовать силе заноса.)
И тут мне велят сделать совершенно неожиданную вещь – не трогая газа и тормоза, нажать на сцепление.
Чушь какая-то. Помню цитату из какой-то умной автомобильной книжки:
«При возникновении заноса нажимать на сцепление так же бессмысленно,
как давить на клаксон». Весь мой автомобильный опыт, и теоретический и
практический, подсказывает, что надо бы мне сейчас переключиться на
пониженную передачу и жать на газ, чтобы вытянуть автомобиль из
заноса... Но инструктор стоит на своем: жми, говорит, на сцепление, и
все тут. Впрочем, чтобы это не выглядело полным издевательством над
обучающимся, садится за руль сам и показывает. Действительно,
неуместное на первый взгляд нажатие сцепления в совокупности с
вращением руля помогает остановить занос.
Никакой тайны в этом нет. Бросив газ, я нагрузил переднюю ось и
разгрузил заднюю – из-за этого, собственно, и начался занос. Машина,
пока я крутил рулем туда-обратно, так и продолжала ехать, тормозя
двигателем и потому наклонившись вперед.
А теперь, за счет «бессмысленного» выключения сцепления, я просто прекратил торможение двигателем.
Автомобиль выровнялся, задняя ось нагрузилась и перестала скользить.
Впрочем, слово «я» здесь не совсем уместно. Поначалу все это делал
инструктор, а я предпринимал жалкие и довольно бесплодные попытки
изобразить что-то похожее. Упражнение не из простых. Раза с десятого
что-то, может, и начнет получаться. Что же, тем приятнее, когда это
наконец случается.
Но можно задать простой вопрос – зачем все эти ювелирные действия,
когда можно выпутаться традиционным способом, за счет тяги на передних
колесах. Ответ довольно убедительный: давить на газ при заносе
психологически сложно. Да просто страшно. Работа сцеплением – более
естественный для начинающего способ. К тому же он не зависит от типа
привода. А с чего же и на начинать, как не с универсальных схем.
Но все-таки, что ни говори, удивительный способ. А когда начинает
получаться, ощущение становится совсем странным. Отдает мистикой.
Впрочем, на следующий раз обещали еще страннее: меня будут учить
управлять заносом без газа, без сцепления и даже без руля – одним
тормозом. Обещают, что по крайней мере психологически этот способ самый
естественный.
Мы продолжим рассказ об уроках экстремального вождения. «Газета.Ru»
благодарит школу водительского мастерства Audi Quattro ((095)
943-45-92) за помощь в подготовке материала.
Газета.Ru
|